Новое исследование в области тренировки памяти показало, что можно обучать людей быть более умными, увеличивая интеллектуальную базу, которую они имели при рождении.
До сих пор считалось, что умственные способности, которые позволяют нам решать новые проблемы, не имеют соответствующего предыдущего опыта — что психологи называют подвижным интеллектом.
Подвижный интеллект (fluid intelligence) - это умение обрабатывать и запоминать новое, решать новые сложности, с которыми человек ранее не сталкивался. В отличие от так называемого "накопленного" интеллекта, который основан на полученных знаниях, подвижный интеллект определён от рождения человека и остаётся неизменным в течение жизни. Можно сравнить связку подвижного и накопленного интеллекта со связкой компьютерного железа и софта. Первый закладывается природой, а второй поддаётся апгрейду. С возрастом железо изнашивается, а софт почти не ухудшается и может даже развиваться, превращаясь в мудрость.
Но в новом исследовании, исследователи описывают метод для того, чтобы улучшить это умение, наряду с экспериментами, чтобы доказать, что это работает.
Исследователи нашли подход через тренировку рабочей памяти — вид памяти, который позволяет запоминанать номера телефона посредством постоянного набора на клавиатуре телефона, или ввода пин-кода от карточки в банкомате. Этот тип памяти тесно связан с подвижным интеллектом, и основывается на той же самой мозговой схеме. Таким образом, ученые предполагают, что тренировка рабочей памяти может привести к усовершенствованию подвижного интеллекта.
Суть эксперимента Сначала они измерили подвижный интеллект четырех групп добровольцев, использующих стандартные тесты. Затем они начали обучать каждого по сложной программе тренировки памяти, которая основывается на смене концентрации. Это детская карточная игра, в которой они одновременно запомнали слуховые и визуальные раздражители, которые впоследствии они должны были вспомнить.
Игра была настроена так, что когда участники преуспевали, задачи становились более сложными, и когда они проигрывали, задачи становились легче. Это гарантировало высокий уровень сложности, приспособленной индивидуально для каждого участника, но не слишком высокий, чтобы не погас энтузиазм добровольцев. Эти четыре группы проходили получасовые обучения ежедневно 8, 12, 17 и 19 дней, соответственно. В конце каждого обучения исследователи проверили подвижный интеллект участников. Чтобы удостовериться что обучаемые люди не просто улучшали свои навыки, исследователи сравнили их с контрольными группами, которые проходили тесты без предварительного обучения.
Результаты, изданные на Слушаниях Национальной академии наук, были поразительны. Хотя контрольные группы тоже показали неплохие результаты, усовершенствование обучаемых групп было существенно больше. Кроме того, чем дольше они обучались, тем их способности становились выше. Все обучаемые, от самого слабого до самого сильного, показали существенный прирост в способности запоминать.
Почему обучение сработало? Авторы предлагают несколько аспектов осуществления, относящегося к решению новых проблем: игнорирование несоответствующих пунктов, контроль продолжающейся работы, управление двумя задачами одновременно и соединение связанных пунктов друг другу в пространстве и времени.
"Никто не знает, сколько времени продлится эффект после учебных тренировок памяти" - сказал доктор Джэегги, т.к. формат эксперимента не позволял исследователям выяснить, влияние продолжительности обучения на эффективность роста способности запоминать.